неділю, 12 лютого 2023 р.

Обмотка "СЛАВЯНКА"? Неожиданные факты!

Если вы пройдете на страницу проекта

где Дмитрий Дуюнов себя позиционирует как автор технологии совмещенных обмоток электродвигателя "Славянка", то не найдете ни одного упоминания о реальном положении вещей. Данное положение и побудило меня сделать данную публикацию. Что за электродвигатель "Славянка" и что такое совмещенные обмотки?

За основу взят Асинхронный Электрический мотор!

Асинхронная машина — электрическая машина переменного тока, частота вращения ротора которой не равна (в двигательном режиме меньше) частоте вращения магнитного поля, создаваемого током обмотки статора.

Принцип действия асинхронного двигателя заключается в том, что ток в обмотках статора создает вращающееся магнитное поле. Это поле наводит в роторе ток, который начинает взаимодействовать с магнитным полем таким образом, что ротор начинает вращаться в ту же сторону, что и магнитное поле. Частота вращения ротора всегда немного меньше частоты вращения магнитного поля, т.к. при равенстве скоростей поле перестанет наводить в роторе ток, и на ротор перестанет действовать сила Ампера. Отсюда и название — асинхронный двигатель (в отличие от синхронного, частота вращения которого совпадает с частотой магнитного поля). Относительная разность скоростей вращения ротора и частоты переменного магнитного поля называется скольжением. В установившемся режиме скольжение невелико: 1-8% в зависимости от мощности

Ротор является короткозамкнутым контуром. У статора трехфазного мотора есть два типа намотки "Звезда" и "Треугольник", на жаргоне постсоветской территории обзываемых как Американка. С первым разобрались Дуюнов к данному изобретению не имеет ни какого отношения, да слишком молод, чтобы встать в ровень с Галио Феррарисом, Николой Теслой или Доливо-Добровольским.

В 1888 году Галилео Феррарис опубликовал свои исследования в статье для Королевской академии наук в Турине (в том же году Тесла получил патент США), в которой изложил теоретические основы асинхронного двигателя. Заслуга Феррариса в том, что, сделав ошибочный вывод о небольшом КПД асинхронного двигателя и о нецелесообразности применения систем переменного тока, он привлек внимание многих инженеров к проблеме совершенствования асинхронных машин. Статья Галилео Феррариса, опубликованная в журнале «Атти ди Турино», была перепечатана английским журналом и в июле 1888 года попала на глаза выпускнику Дармштадтского высшего технического училища, выходцу из Российской Империи Михаилу Осиповичу Доливо-Добровольскому. Уже в 1889 году Доливо-Добровольский получил патент на трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором типа «беличье колесо» (германский патент № 51083 от 8 марта 1889 года под названием «Anker für Wechselstrommotoren»), а в 1890-м — патенты в Англии № 20425 и Германии № 75361 на фазный ротор с кольцами и пусковыми устройствами. Данные изобретения открыли эру массового промышленного применения электрических машин. В 1903 году в Новороссийске построен элеватор с первой в мире промышленной сетью переменного трехфазного тока, все установки которой изготовлены под руководством Доливо-Добровольского. На данном элеваторе, также впервые в мире, применены трехфазные трансформаторы и асинхронные двигатели с фазным ротором. В настоящее время асинхронный двигатель Доливо-Добровольского является самым распространенным электродвигателем

Как видим, технология асинхронного мотора Дуюнову и Ко никак не принадлежит. На ресурсе утверждают, что соединение/совмещение двух типов обмоток принадлежит автору Дмитрию Дуюнову, с чем я никак не могу согласится. ( их патент ) Познакомился я с данным типом намотки задолго до проекта Дуюнова и Ко. И не только я. Если покопаться на просторах интернета, можно наткнуться на такой примечательный и содержательный материал: Энергосберегающий асинхронный двигатель с совмещенными обмотками, где есть интересная информация:

Существует патент RU 2646515 (на 01.01.2013 не действует) с приоритетом от 22.07.1991 года авторов: Власова В. Г. и Морозова Н. М., патентообладатель: Научно-производственное объединение «Кузбассэлектромотор» - «Статорная обмотка двухполюсного трёхфазного асинхронного двигателя», который практически полностью соответствует последующим заявкам на патенты Н. В. Яловеги, преподавателя Московского института электронной техники, от 1995 года (по этим заявкам патенты не выданы). Получается, что первоначальная идея не принадлежит Н. В. Яловеге который везде представляется изобретателям – «российского параметрического двигателя Яловеги» (РПДЯ). Но существует патент США, выданный 29.06.1993 г. Яловеге Н.В., Яловеге С.Н. и Беланову К.А., на электродвигатель аналогичный патенту РФ 1991 года, но создать по названным патентам электродвигатель никому не удалось т.к. теоретическое описание не содержит информации об конкретном исполнении обмоток, а «авторы» не могут дать разъяснений т.к. не обладают «видением» применения изобретения.

Вышеописанная ситуация с патентами указывает на то, что «авторы» патентов не являются истинными изобретателями, а скорее всего «подсмотрели» его воплощение у какого-то практика - обмотчика асинхронных двигателей, но не сумели развить реальное применение эффекта.

Если еще глубже копнуть тогда наткнемся на интересный документ из Советского Союза: Заявка №2883556, 15.02.1980 ГОРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А. А. ЖДАНОВА. Автор ПОПОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ; Метки: трехфазно-однофазная, совмещенная, обмотка, статора. Опубликовано: 30.11.1981. Как видим идеи были очень давно.

Еще один патент на который ссылается Д.Дуюнов "Статорная обмотка двухполюсного трехфазного асинхронного двигателя" Авторы Власов В.Г., Морозов Н.М. РФ 2046515 подача заявки: 1991-07-22, публикация патента: 20.10.1995

Цитата из патента: Сущность изобретения: статорную обмотку электродвигателя выполняют из двух трехфазных обмоток, соединенных соответственно в треугольник и звезду, при этом укорочение шага обеих обмоток задают в пределах от 0,388 до 0,416 в зависимости от числа полюсов статора

!!! И так вот документ в котором  обозначено совместное выполнение двух обмоток Треугольник и Звезда в одном статоре !!!!

Дуюнов - популяризатор, разработчик технологии, прихватизатор идеи ... кто угодно но не автор!

Электродвигатель с 2×3 двухслойными обмотками, сдвинутыми относительно друг друга получил название асинхронный электродвигатель с совмещенными обмотками (АЭД СО). Свойства АЭД СО позволили создать на его основе целый ряд технологического оборудования, отвечающего самым жестким требованиям энергосберегающих технологий. Выполненные проекты АЭД СО охватили мощностной ряд от 0,25 кВт до 2000 кВт.

Почти за 100 лет существования асинхронных двигателей в них совершенствовались применяемые материалы, конструкция отдельных узлов и деталей, технология изготовления; однако принципиальные конструкторские решения, предложенные польским изобретателем М. О. Доливо-Добровольским, в основном оставались неизменными до момента изобретения двигателей с совмещёнными обмотками.

          Применение совмещенных обмоток в сочетании с новым пониманием теории протекания электромагнитных процессов в асинхронных двигателях дал ошеломляющий эффект!!! Электроэнергии, при той же полезной работе, достигает 30-50%, на 30-50% снижается пусковой ток. Повышаются максимальный и пусковой момент, КПД имеет высокое значение в широком диапазоне нагрузок, повышается cosФи , облегчается работа двигателя при пониженном напряжении.

          Массовое внедрение асинхронных двигателей с совмещенными обмотками понизит потребление электроэнергии более чем на 30% и позволит улучшить экологическую обстановку.

В январе 2012 года завод «УралЭлектро» приступил к серийному производства асинхронных двигателей с совмещёнными обмотками общепромышленного исполнения серии АДЭМ.

К сожалению по факту, завод "УралЭлектро", данных моторов в настоящее время официально не производит

31 января 2012 года электромобиль с таким приводом совершил первую поездку. Испытатели по достоинству оценили преимущества привода по сравнению со стандартными асинхронными и серийными.

 Целевые рынки в РФ

Таблица применения асинхронных электродвигателей с совмещенными обмотками (ЭДСО) или модернизации обычных асинхронных электродвигателей до уровня АДСО для пассажирского транспорта, электротранспорта, ЖКХ, электроинструмента и отдельных видов промышленного оборудования

Проект асинхронные электродвигатели с совмещенными обмотками (АДСО) имеет обширные рынки в РФ и за рубежом в соответствии с IEC 60034-30.

Для доминирования на рынке асинхронных двигателей с совмещенными обмотками требуется строительство завода с годовой программой - 2 млн. двигателей и 500 тыс. шт. преобразователей частоты (ПЧ) в год.

АДСО автомобильные 1,5- 55 кВт - 100 тыс. шт.; АДСО велосипедные 0,1-5,5 кВт - 150 тыс. шт.; АДСО для колясок инвалидных 0,1-2,5 кВт - 50 тыс. шт.; АДСО электромеханических вибраторов 1-12 кВт - 500 тыс. шт.; АДСО электропогрузчиков 3,0-22 кВт- 50 тыс. шт.; АДСО лифтовые 3-18 кВт - 30 тыс. шт.; АДСО электроинструмента 3-22 кВт - 300 тыс. шт.; АДСО прочие - 800 тыс. шт.; ПЧ 50, 100, 200 и 400 Гц в ассортименте - 500 тыс. шт.

Как видите технология изучена уже давно, авторство уходит корнями в прошлое. Кустарно даже на автомобили АС моторы с подобной технологией намотки выполнялись задолго до Д. Дуюнова. Материал с сайта клуба "Электро Автосам" августа 2013 года (Украина)

Выводы: Дмитрий Дуюнов не является автором идеи АДСО, разработчиком технологии и ее популяризатором Да, но со смаком финансовой пирамиды. Реальный автор Совмещенных Обмоток Асинхронного Двигателя (Треугольник/Звезда) точно не известен, можно отнести к чисто народному изобретению (ее распространение имело слишком впечатляющие объемы от Киева до Сибири), первым возможным автором идеи совмещения обмоток у нас был Попов Виктор Иванович (1980г), а совмещение обмоток треугольник/звезда в одном статоре Власов В.Г., Морозов Н.М. (1991г), к которым просто примазался распиаренный автор Дуюнов (2013г) , вероятно его цель не распространение, а снятие дивидендов с чужой идеи на своей вариации чередования и намотки совмещенных обмоток. К слову и название Славянка, данному типу намотки дали простые обмоточники.

Пример такого простого работяги обмотчика из Сибири

+++

Материал как рассчитать и намотать АС мотор с обмоткой типа Славянка. Этот материал в свое время взят с сайта простых электриков обмоточников.

*********

Тема живет обрастает информацией и при современной цифровизации информации находятся весьма интересные документы. Данный документ вообще первенство совмещенных обмоток обнуляет и возвращает к первому имени. Как не печально авторы не наши, не буду томить истина дороже.

Изобретатель Willem C Korthals-Altes
1916-03-16 Заявка подана компанией General Electric Co
1916-03-16 Приоритет к US8470716A
1918-05-21 Заявка удовлетворена
1918-05-21 Публикация от US1267232A
1935-05-21 Ожидаемый срок годности 
Патент US1267232A "Обмотка двигателя."

Да будет Вам известно, что я, Wnmaw C. KOR - TI-IALS-ALTES, подданный королевы Нидерландов, проживающий в Скенектади, в графстве Шенектаy, штат Нью-Йорк, изобрел некоторые новые и полезные улучшения в обмотках двигателя, из которых следующее является спецификацией.

Мое настоящее изобретение относится к многофазным двигателям переменного тока и в большей степени к усовершенствованному их расположению. Обмотка статора для трехфазных двигателей.

Хорошо известно, что для наиболее удовлетворительной работы многофазного двигателя желательно, чтобы возбуждение статора максимально приближалось к чисто синусоидальной волне. Для обеспечения магнитодвижущей силы, которая будет производить чисто синусоидальное возбуждение, теоретически было бы необходимо, если бы насыщением железа пренебрегали, иметь обмотку с бесконечным числом фаз, подключенную к источнику питания, также имеющему бесконечное число фаз таким образом, что в любой момент ток в каждой фазе отличается во времени от тока в любой другой фазе на угол, равный расстоянию, на которое две фазы смещены в структуре статора. Конечно, это условие можно обеспечить в общей практике, поскольку системы распределения, имеющие более двух-трех фаз, не используются в коммерческих целях. Различные грубые приближения к этому состоянию были получены с обмотками ранее использовались, которые были достаточно удовлетворительными: короткое замыкание короткозамкнутым вторичным, но в котором, однако, распределение потока на столько нерегулярные, что хлопотно искрение, когда ко вторичной обмотки используется. Например, если трехфазная, двухполюсная 60-градусная обмотка статора намотана с полным шагом, а статор имеет двенадцать. можно показать, что хотя вектор, представляющий магнитодвижущую силу в каждом зубе, отделен от вектора, представляющего магнитодвижущую силу в зубьях с обеих сторон на угол 30, магнитодвижущая сила в разных зубьях не равна, но она больше в одной половине от общего числа зубьев, чем в другой половине. Это расположение также спецификация патента писем. Запатентовано 21 мая 1918 года, заявка подана 16 марта 1916 года.

Страница из патента

Достаточно только взглянуть, на второй и третий рисунок, который объясняет абсолютную идентичность коммутации с распиаренной обмоткой Славянка, да и не "Славянка" она более, а скорее "Нидерландка". Думаю, кто прочитает этот материал, со мной согласится, что ажиотаж вокруг данной обмотки не более чем пиар ход финансовой пирамиды.

Немає коментарів: